Оспаривание исключения фирмы из ЕГРЮЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание исключения фирмы из ЕГРЮЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Основания для оспаривания решения

При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:

  • Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
  • Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
  • Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.

Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

Образец заявления об отмене решения об исключении из ЕГРЮЛ в суд

В Арбитражный суд Свердловской области

Истец:

И.

Ответчик:

Инспекция Федеральной налоговой службы

по Кировскому району г. Екатеринбурга

адрес: 620062 г. Екатеринбург, ул. Тимирязева, 11

Госпошлина – 200 рублей.

Сроки подачи заявлений

По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.

Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.

Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:

  • Противоречие документа положениям законодательства;
  • Нарушение прав граждан или юр. лиц.

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.

Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

Читайте также:  Как увеличить пенсию на четверть: раскрыто значение советского стажа

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.

Что делать, если три месяца уже прошло

Если 3-месячный срок уже прошел, остается возможность обжалования решения ФНС. В документе необходимо требовать восстановления компании в ЕГРЮЛ. Для этого придется собрать и передать следующие доказательства:

  • подтверждение деятельности компании;
  • осуществление расчетных операций без привязки к счету в банке;
  • принятие участия в судебных процессах;
  • оформление соглашений;
  • участие в госзакупках и т. д.

Судебная практика показывает, что отправка жалоб зачастую не дает ожидаемых результатов, а уполномоченные органы редко меняют свои решения об исключении из списка ЕГРЮЛ.

Альтернативное решение — обращение в судебный орган. На это у юридического лица имеется год с момента исключения и появления информации об этом в «Вестнике». При этом можно ссылаться на нормы Конституции РФ, согласно которым нарушение ФНС не может быть причиной для удаления лица из госреестра. В роли истцов может выступать не только владелец, но и кредиторы, а также другие заинтересованные лица.

В качестве оснований для отмены решения ФНС может выступать:

  • Нарушение налоговой службой порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
  • Отсутствие оснований для запуска данной процедуры.
  • Завершение процесса, несмотря на подачу в 3-месячный срок заявления с соблюдением требований и формы.

Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ выносит ФНС. Если компания в течение одного года не вела деятельность, то налоговая исключает её из реестра.

Для ФНС недействующая организация определяется по двум критериям:

  • не сдаётся отчётность;
  • операции по банковским счетам отсутствуют.

Также налоговая может исключить компанию из реестра, если:

  • в нём в отношении организации имеется запись о недостоверности данных, которая не исчезает уже более полугода;
  • у организации нет средств провести ликвидацию.

Что будет с долей в УК, если ее владелец/компания исключены из ЕГРЮЛ?

Положения ст. 64.2 Гражданского Кодекса РФ об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ (прекращении недействующего юридического лица) действуют с 2014 г. Их введение было продиктовано необходимостью урегулирования ситуации с брошенными, «спящими» компаниями, а также усилением борьбы с нелегальными финансовыми потоками.

Согласно статистике ФНС РФ только за период с 01.01.2018 г. по 01.06.2018 г. количество юридических лиц, прекративших деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа составляет 241 434 штук, из них ООО составляют 231 943 штук, АО – 5 977 штук.

Общее количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра, составляет 4 461 637 штук, из них ООО составляет 3 587 947 штук, АО – 279 925 штук.

Как видим, организационно-правовая форма ООО является доминирующей формой ведения бизнеса, что влечет за собой наличие подавляющего большинства юридических лиц этой организационно-правовой формы в статистике по исключению из ЕГРЮЛ.

Вполне естественно, что на практике возникают ситуации, при которых юридическое лицо, являющееся участником другого юридического лица, в частности, ООО либо АО, исключается из ЕГРЮЛ.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.
Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Отмена решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ через суд

Для возбуждения дела в суде составляется исковое заявление (письменно или электронно), в котором прописываются те же сведения, что и в возражении. Дополнительно указываются сведения о суде, в который подается иск, и о регистрирующем органе, принявшем решение об исключении организации из реестра.

К иску прикладываются следующие документы:

  • уведомление о вручении материалов дела заинтересованным лицам;

  • квитанция об оплате госпошлины;

  • документация, подтверждающая указанные в иске доказательства;

  • свидетельство о регистрации юрлица (копия);

  • доверенность;

  • выписка из реестра;

  • оспариваемое решение (копия).

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица: добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось, и принудительная — по решению суда.

Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).

В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным «мертвыми душами».

Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).

Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». Так, в п. 10 Письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ.

Проблемы и возможности

Нормы об административном (внесудебном) порядке прекращения недействующих юридических лиц были призваны стать альтернативой применению к недействующим организациям судебных процедур .

Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики // Закон. 2007. N 7. С. 5.

Однако, несмотря на то что налоговые органы получили право принимать решения об исключении таких юридических лиц из Реестра без обращения в арбитражный суд, они по-прежнему продолжали инициировать судебные дела о банкротстве отсутствующих должников, используя Закон о банкротстве.

В связи с этим ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.01.2006 N 100 указал на то, что суды до принятия заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом должны проверить, является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Налоговый орган, в свою очередь, должен представить соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

В Пояснительной записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 г., размещенной на сайте ВАС РФ, содержится любопытная информация: почти каждое третье заявление о признании должника банкротом в 2006 г. не принималось судом к производству, что объясняется поступлением большого числа заявлений налоговых органов о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего. Вместе с тем 2007 г. характеризовался резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами.

Читайте также:  Как стать участником программы переселения соотечественников в РФ в 2023 году

В 2007 г. в арбитражные суды поступило в 2,1 раза меньше, чем в 2006 г., заявлений о несостоятельности (банкротстве). Такое уменьшение количества поступивших заявлений обусловлено принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» и, как следствие, сокращением числа поступивших заявлений о признании банкротами отсутствующих должников в 3,4 раза.

Упрощённый порядок ликвидации ООО налоговой и его последствия

Принудительная ликвидация налоговой ООО может проходить в упрощённом порядке и заключаться в исключении из ЕГРЮЛ без решения суда. Такие последствия возможны, если учредители компании на протяжении года не вели финансово-хозяйственной деятельности и не сдавали отчётность в ФНС, а на счетах ООО отсутствует движение средств. Налоговая действует по следующей схеме:

  • Осуществляется выборка компаний, длительное время не предоставляющих налоговую отчётность;
  • Делается запрос в банки, в которых у этих предприятий открыты расчётные счета;
  • Выбирают ООО, на счетах которых на протяжении года не было движения средств;
  • Налоговая публикует в средствах массовой информации сведения о принудительной ликвидации ООО за три дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
  • Если руководство организации не опротестовывает это решение в суде, то компанию принудительно ликвидируют.

Однако если заинтересованные лица, в частности учредители или кредиторы, подадут заявление в суд, то процесса исключения из реестра по упрощённой схеме будет прекращен. Когда заявление подаётся от заимодавцев, желающих вернуть свои деньги, а у ООО нет средств для погашения обязательств, инициируют процедуру банкротства.

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Правила восстановления после принудительной ликвидации

Подача апелляции на решение суда о прекращении деятельности фирмы позволяет отстоять бизнес. Добиться успеха можно, если:

  1. Соблюдены процессуальные сроки. Обращение в арбитражный суд должно быть подано в течение 1 года с момента публикации извещения о ликвидации (ст. 22 закона 129-ФЗ от 08.08.01). Применим к таким спорам и механизм пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Инициировать производство можно на протяжении 3 месяцев со дня выявления фактов, имеющих юридическое значение (ст. 311 АПК РФ).
  2. Выявлены явные свидетельства незаконности ликвидации. Конкретного перечня оснований для отмены решения в нормативно-правовых актах не приводится. Обязательными условиями являются относимость и допустимость доказательств. Так, кредиторы могут настаивать на разбирательстве, если имеются обвинительные приговоры по фиктивному банкротству. Учредители вправе подать иск, если ликвидация преследовала цель вывода с баланса дорогостоящих активов. Причиной служат и процедурные нарушения.

Признание решения суда недействительным влечет восстановление записи в ЕГРЮЛ. Однако фактически возобновить деятельность будет очень сложно. Проблема возникнет уже на этапе истребования материальных ценностей.

Важно! Нельзя вернуть имущество, которое было распределено, а затем продано третьим лицам. Приобретателей закон признает добросовестными и защищает от истребования (ст. 302 ГК РФ). Подать виндикационный иск можно в строго определенных случаях. Таковыми являются утеря имущества собственником или похищение. Оба варианта встречаются в делах о ликвидации редко. Активы выводятся с баланса в ходе расчетов с кредиторами, а затем реализуются третьим лицам. Пункт же статьи 302 ГК РФ о выбытии ценностей против воли законного владельца признан недействующим постановлением КС РФ № 16-П от 22.06.17. Это существенно усложняет задачу.

Для обеспечения реальной работы фирмы учредителям может потребоваться вновь сформировать уставный капитал. Взносы придется делать за собственный счет.

Кроме того, единственный орган управления после восстановления записи в ЕГРЮЛ – общее собрание собственников. Официального представителя у фирмы нет. Именно поэтому сразу после получения листа записи следует вновь созвать всех учредителей. На повестку дня необходимо вынести:

  • порядок материального обеспечения работы компании;
  • возврат экс-руководителя или избрание нового главы;
  • утверждение методов борьбы за утраченное имущество.

Фактическая хозяйственная деятельность восстанавливается после подачи заявления о назначении нового директора. Топ-менеджер проделывает колоссальный объем работы:

  • извещение уволенных сотрудников о праве вновь занять прежнюю должность;
  • возобновление отношений с контрагентами;
  • обращение в лицензирующие органы и саморегулируемые объединения для возврата разрешительных документов;
  • формирование отчетности за период простоя и мн. др.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...